О компании

ООО «Ульяновский автомобильный завод» – легендарный автозавод более чем с 70-летней историей, специализирующийся на выпуске полноприводных легковых и коммерческих автомобилей, а также микроавтобусов под торговой маркой УАЗ. Традиции и многолетний опыт выпуска самых проходимых в мире автомобилей 4х4 сочетаются сегодня с ежегодными продуктовыми новинками и самым современным подходом к организации производства. Производственная мощность завода составляет 105 тыс. автомобилей в год. На предприятии работает более 12 тыс. человек. C 2000 года предприятие входит в структуру автомобильного концерна SOLLERS.


Автоспорт Наша команда История заводского автоспорта

История заводского автоспорта

Каждый год в последние выходные октября спортсмены и зрители собираются на Арских холмах, чтобы поставить точку в череде этапов ежегодного Чемпионата России по автокроссу, выяснить, кто оказался сильнейшим в сезоне, разыграть «Большой приз ОАО «УАЗ», почувствовать взрывную смесь бензина и адреналина в крови и, конечно, вкус долгожданной победы. Автокросс в Арском уже много лет является традиционным и знаковым событием автомобильного спорта региона и страны.

ОАО «УАЗ» - единственное предприятие в стране, которое удостоилось чести проводить заключительный этап Чемпионата России, и единственный организатор традиционных соревнований, главным призом которых является автомобиль. По итогам финального заезда заключительного этапа определяется Чемпион России по автокроссу, а победитель традиционных соревнований «Большой приз ОАО «УАЗ» получает легендарный автомобиль UAZ Hunter.

История автокросса неразрывно связана с историей Ульяновского автомобильного завода, который был основан в 1941 году на базе эвакуированного из Москвы автомобильного завода ЗиС. Первой продукцией завода были боеприпасы и авиационные снаряды. Но уже в феврале 1942 года коллектив предприятия отправил на фронт автомобили ЗИС-5, собранные в Ульяновске. В годы войны было выпущено более 7000 автомобилей и 20 000 двигателей. За всю историю существования завода произведено более 4,6 миллионов автомобилей различных модификаций. Ульяновские внедорожники славны своей проходимостью и неприхотливостью в эксплуатации, и биография УАЗов пестрит отметками об испытаниях и экспедициях в самые разные уголки мира: Оймякон, Каракум, Сахару, подъем на Эверест.… И положили начало развитию автоспорта на Ульяновском автозаводе именно инженеры и водители-испытатели.

После окончания Великой Отечественной войны первый автомобильный кросс был проведен спортивным обществом «Труд» 8 мая 1949 года в Москве, а в 1951 году состоялся уже официальный Чемпионат СССР по автомобильному кроссу. В нем участвовали два представителя Ульяновского автозавода – инженер-испытатель Анатолий Курочкин и водитель-испытатель Владимир Корунков. Они выступали на автомобилях 1 класса ГАЗ-69 и заняли сразу очень достойные для дебютантов 4-е и 6-е места. А настоящий успех пришел к заводским спортсменам уже в 1966 году. На 2-м Чемпионате СССР Анатолий Курочкин стал серебряным призером. С этого момента автозаводские спортсмены постоянно участвуют во всех крупных соревнованиях по автокроссу и практически всегда добиваются победы.

Первый автокросс в Арском состоялся в ноябре 1972 года, в то время, когда с конвейера Ульяновского автомобильного завода сошел последний ГАЗ-69, а на смену ему пришел новый внедорожник УАЗ-469. Автомобильный турнир, в котором приняли участие обе модели, ознаменовал начало новой эпохи в жизни Ульяновского автомобильного завода. 1972 год был еще и юбилейным годом – исполнилось ровно 50 лет образованию СССР. А потому ульяновский автокросс получил гордое название «Дружба народов». Место проведения соревнования тоже было выбрано не случайно – трасса на Арских холмах позволяет наиболее полно раскрыться и мастерству гонщика, и возможностям автомобиля. Дистанция была проложена по сильно пересеченной местности с повторяющимися спусками, подъемами, поворотами. И по настоящее время спортсмены, выступающие в крупнейших гонках, отмечают: по сложности трасса в Арском превосходит многие другие и является отличной школой для мастеров автоспорта.

Первый ульяновский автокросс был организован буквально «всем миром»: инициативную группу во главе с инженером-испытателем автозавода Гарифом Абдуловичем Халитовым поддержало руководство предприятия, принял самое активное участие в организации настоящий знаток автоспорта и на протяжении долгих лет бессменный комментатор соревнований Эдуард Евгеньевич Кривин. Известный организатор автогонок из Рязани Аркадий Николаевич Дадаев оказал методическую помощь и стал первым главным судьей соревнований.

И этот автокросс прошел с большим успехом. В ноябре 1972 года на подготовленной трассе у села Арское собрались спортсмены из Москвы, Ленинграда, Горького, Рязани, Эстонии, Латвии, Литвы и многих других городов и регионов огромной страны. А победителем стал инженер-испытатель УАЗ Анатолий Курочкин. Нужно отметить, что к моменту проведения первого кросса в Арском, ульяновские гонщики уже не были новичками в автомобильном спорте, более того, к тому времени Владимир Дунаев и Юрий Рукин являлись призерами Чемпионата страны, а Анатолий Курочкин стал уже двукратным чемпионом СССР!

Анатолий Курочкин – мастер спорта СССР, 2-х кратный чемпион СССР по автокроссу, многократный призер различных чемпионатов, и победитель Первого автокросса на приз «Дружбы народов СССР» в Ульяновске в 1972 году.

Юрий Рукин – мастер спорта СССР, неоднократно становился призером Чемпионата СССР.

Владимир Дунаев – 4-х кратный чемпион СССР, 3-х кратный серебряный и 2-х кратный бронзовый призер Чемпионатов СССР, 2-х кратный чемпион России по трековым гонкам.

В 70-х среди ульяновских кроссменов появляются новые имена: Владимир Федоров, Владимир Харужа (именно он на автомобиле «УАЗ-469» в 1974 году поднялся на вершину Эльбруса (4000 м) всего за 25 минут, учитывая остановки), Виктор Савельев, Александр Трошин, Юрий Булагин, Евгений Ужегов, Андрей Ганин, Валентин Кузнецов. Из заводской команды вышли такие гонщики как Александр и Геннадий Ершовы, Александр Мальков, Биньямин Джепаев.

А впоследствии, уже со сменой УАЗ-469 на новый, более мощный автомобиль УАЗ Hunter, который по своим внедорожным качествам не уступал многим зарубежным аналогам, для заводских гонщиков появилась возможность участия в соревнования по ралли- и трофи-рейдам. В 1998 году команда впервые приняла участие в соревнованиях по ралли-рейдам, и, учитывая первоклассную кроссовую школу, дебютантам сразу же удалось войти в число призеров гонки. С 2004 года спортсмены ОАО «УАЗ» регулярно принимали участие в ралли-рейдах на автомобилях модельного ряда УАЗ Hunter. В 2008 году основный пилот команды Биньямин Джепаев впервые выступил на соревнованиях на серийном автомобиле модельного ряда УАЗ Patriot. А с 2009 года спортсмены завода стали принимать участие в международном ралли «Шелковый путь», и уже в 2010 году была признана победителем в номинациях «Лучшая российская команда» и «Лучший экипаж на УАЗе».

Автоспорт История